В этом разделе мы будем рассматривать стратегию по игре в одностоловых турнирах Sit and Go, NL Hold’em. Начнем мы с полных столов (FR, 9-10 игроков), но и любители короткого варианта и нестандартных форматов обязательно найдут в наших материалах для продвинутых игроков много интересного.
Прежде, чем приступать к изучению, обязательно ознакомьтесь с базовыми статьями в общем разделе. Вам понадобятся знания основ покерной математики, диапазонов и эквити. Итак, что же такое Sit and Go?
Sit and Go или, как мы будем чаще их называть, SnG – это формат турнира, при котором игра начинается, как только набирается нужное количество участников. Блайнды постепенно растут через определенные промежутки времени (они зависят от скорости турнира). За полными столами в призы попадают 3 игрока, призовой фонд распределяется примерно следующим образом.
Конечно, размеры призовых могут меняться зависимости от рума, но, в целом, соотношение приблизительно такое. Вылетевшие до 3 места игроки не получают ничего. Это означает, что ни чрезмерная агрессия, ни наращивание стека на ранних стадиях, ни выбивание других игроков не является вашей первоочередной целью. Основная задача – попасть в призы.
Вам может показаться, что все вышеперечисленные действия и так приближают вас к призовым деньгам, но это не совсем верно (мы остановимся на этом вопросе немного ниже). Сама структура SnG подталкивает к мысли, что в начале турнира нужно играть очень осторожно, постепенно наращивая агрессию, чтобы не дать растущим блайндам «сожрать» ваш стек.
В наших уроках мы подробно рассмотрим игру на каждой из этих стадий. А теперь перейдем к важнейшим концепциям SnG, на очереди – ценность турнирных фишек.
Представьте себе простую ситуацию. Вы зарегистрировались в турнире на 10 человек с бай-ином 10$ (не учитывая турнирный сбор). В начале турнира каждому игроку выдается по 2000 фишек. Сколько стоит одна фишка? Это легко посчитать:
10 * 10/2000 = 0.05
Получается, что ценность каждой выданной вам фишки 5 центов. Предположим, вы выиграли этот турнир. Вы собрали все фишки всех участников и у вас теперь 2000 * 10 = 20 000 фишек. Призовой фонд – 100$, из которого вы получаете 50%, т.е. ровно половину – 50$. Теперь посчитаем, сколько стоит каждая фишка в конце турнира:
50/20 000 = 0.0025
Каждая ваша фишка в конце турнира стоит 2.5 цента, т.е. ровно в два раза меньше, чем она стоила вначале. Происходит так потому, что игроки, занявшие второе и третье места, потеряли все фишки, но унесли с собой часть призовых денег.
Именно в этом заключается главное отличие от кэш игры: в ринговой игре фишки и наличные деньги равны в стоимости. Из этого вытекает следующее: чем больше у вас фишек, тем меньшую стоимость они имеют, и чем меньше их, тем дороже они стоят. Иначе можно сказать, что цена имеющихся у вас фишек выше, чем цена тех, которые вы можете получить.
Что мы можем вынести из этой концепции? Главное: в турнире выигрыш в фишках и выигрыш в деньгах – это не одно и тоже, в отличие от кэш игры. Это подводит нас к следующему важному понятию – турнирной доли.
Турнирная доля – это та часть призовых денег, на которые игрок может рассчитывать (в среднем). Можно предположить, что на начало турнира доля у всех одинакова: за столом на 10 игроков она будет равнятся 10%. Но это совершенно неверно.
На итоговый результат влияют различные факторы, например: умение игроков, их относительная позиция. Начинающий, в первый раз севший за стол, не может рассчитывать на ту же сумму, что и опытный, плюсовой игрок.
Если, например, будут сыграны 1000 турниров одним и тем же составом, то больше всего выиграет профессионал, меньше всего – неопытный хобби игрок. Значит, и турнирная доля хорошего игрока будет больше, чем доля плохого.
Для удобства обозначения среднего ожидаемого выигрыша существует ROI (от английского Return Of Investment, что означает возврат инвестиций). Измеряется этот параметр в процентах и показывает, сколько в среднем вы выигрываете за турнир.
Например, ROI 5% означает, что с каждого турнира вы будете получать в среднем 5% от затраченных на него средств, т.е., затратив 10$ вы в среднем получите с турнира 0.50$ чистой прибыли. Показатель ROI может быть и отрицательным: он означает, что игрок минусовой.
Конечно, это только среднее значение. На дистанции будут встречаться отрезки, на которых ROI будет сильно отличаться от значения среднего, как в большую, так и в меньшую сторону. Говоря простым языком, это будет отражать периоды везения и невезения соответственно. Такой разброс в результатах называется дисперсией.
Мы рассмотрели, как могут выглядеть турнирные доли на старте турнира, но они, конечно же, не будут таковыми до самого конца. Любое турнирное событие, будь то переход фишек из одних рук в другие, вылет участника и т.д., изменяет турнирную долю всех сидящих за столом. Каким образом это происходит? Для наглядной иллюстрации разберем один пример:
Есть игрок 1 с карманной картой и игрок 2 с картой . Оба они решили пойти олл-ин в первой же раздаче турнира. Учитывая, что каждый из них имеет приблизительно одинаковые шансы на выигрыш, то можно предположить, что на дистанции они останутся «при своих» (оба выиграют приблизительно одинаковое количество раз).
Следовательно, для них ничего не изменится, если они будут идти в такой олл-ин достаточно большое количество раз. По идее, ничего не приобретают и не теряют от этого остальные 8 игроков, но на самом деле все совсем не так.
Вы уже знаете, что ценность фишек меняется, и что вновь приобретенные имеют меньше ценности, чем те, что уже были у вас. Предположим, игрок 1 выиграл сравнение и удвоил количество фишек. Но, учитывая понижение стоимости, его турнирная доля увеличилась не в два раза, а немного меньше.
Получается, что игрок 1 приобрел меньше, чем потерял игрок 2. Т.е. на дистанции они оба проиграют больше в денежном выражении, чем выиграют (в отличие от кэш игры, где такой ход был бы околонулевым, если не учитывать рейк покер рума). Это делает выставление на все фишки с такими картами в ранней стадии убыточным.
Мы уже сказали, что выигравший получает меньше, чем теряет проигравший, но куда девается эта разница, ведь количество призовых осталось тем же? Она не исчезает бесследно, а распределяется на всех сидящих за столом. Вылетевший игрок увеличил их шансы на выигрыш призовых, а, следовательно, увеличил турнирную долю всех оставшихся за столом.
Чтобы лучше понять написанное, представьте следующее развитие предыдущей ситуации. Игрок 1, выбив из турнира игрока 2, принялся в каждой раздаче выбивать одного игрока за другим. В итоге, остались только двое – вы и он.
При этом вы, не сыграв ни одной раздачи, вы в несколько раз увеличили свою турнирную долю. Конечно, это ситуация находится на грани ненаучной фантастики, но она хорошо иллюстрирует, как каждый выбывший игрок увеличивает вашу турнирную долю.
Теперь вы знаете основное отличие турнирного покера от кэш игр. Каждое ваше решение в ответственных моментах должно быть продиктовано соображением увеличения своей турнирной доли. Как же узнать, какова она сейчас и какой будет в результате сыгранной раздачи?
Ответы на эти вопросы дает модель ICM, о которой пойдет речь в нашем следующем уроке.